ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011
УДК 796.83
А. Г. БУБЕННОВ В. А. САЛЬНИКОВ
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия г. Омск
СВЯЗЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА У БОКСЕРОВ, РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ УРОВНЕМ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
В статье показана взаимосвязь двигательных способностей между собой и особенностями темперамента в зависимости от уровня подготовленности боксеров. Выявлено, что с повышением уровня подготовленности происходит интеграция связей двигательных проявлений и индивидуально-психологических особенностей.
Ключевые слова: индивидуальные различия, двигательные способности, специальная подготовка, темперамент, экстравертированность, нейротизм, искренность.
Уровень спортивных достижений чаще всего связывается с совершенствованием системы управления тренировочным процессом, но параметры, по которым это осуществляется, со временем меняются. Если в недалеком прошлом основное внимание уделялось интенсификации процессов подготовки, в настоящее время акцент смещается на оптимизацию различных компонентов тренировочного процесса, в основе которой лежит максимальная реализация индивидуальных резервов на различных этапах многолетней подготовки. В последнее время взоры практиков обращены на поиски и привлечение к занятиям способных, одаренных детей и подростков. То, что индивидуальные особенности учитываются явно недостаточно, показывает практика спорта, когда многие способные атлеты уходят из спорта, не раскрыв своих возможностей в значительной мере из-за того, что в отношении к ним была применена стандартная система подготовки, не учитывающая их индивидуально-психологических особенностей, функциональных и адаптационных резервов [1].
Успешность любой деятельности, в том числе спортивной, может достигаться психологически различными путями. Даже при одинаковых результатах деятельности и способах работы обнаруживаются индивидуальные различия, при этом возможна в широких пределах компенсация одних способностей другими [2].
С полным правом можно утверждать, что среди основных направлений коррекции тренировочного процесса спортсменов, наиболее важным является ориентированное воздействие на индивидуальные ведущие показатели. Центральным каналом, реализующим это положение, является учет индивидуальнопсихологических особенностей и морфофункциональных показателей.
Принимая во внимание наличие значительных индивидуальных различий, отмечается, что эффективность педагогических воздействий будет во многом зависеть от того, насколько направленность воздействий соответствует ритму развития и той
последовательности, которая вытекает из общих закономерностей онтогенеза.
Действительно, пристальное внимание к проблеме индивидуальности личности в системе тренировочного процесса обусловлено стремлением к оптимизации процессов управления последним. Однако проблему индивидуализации многие связывают с различными факторами. Нет единогласия в том, когда следует начинать реализацию индивидуального подхода. Так, одни считают наиболее эффективным использование его на начальной стадии учебно-тренировочного процесса, другие — после того как будет приобретен какой-то уровень двигательного арсенала конкретного вида спорта [3, 4]. Третьи считают, что требования возрастают по мере роста спортивных результатов. Авторы это объясняют тем, что развитие функций и систем организма, личностных качеств происходит у спортсменов неодинаково и зависит от генетических факторов, системы тренировочного процесса, а также от условий жизни и быта спортсменов [5].
Имеющийся к настоящему времени перечень особенностей индивидуальности человека, который может быть учтен в учебно-тренировочном процессе, весьма значителен, и отсутствие научнообоснованной классификации затрудняет качественный анализ.
Другая сложность проблемы в том, что тренер, осуществляющий индивидуальный подход, должен учитывать физические, индивидуально-психологические и многие другие особенности каждого спортсмена. Вместе с тем вопросам специальной подготовки, как основе технического мастерства боксера, придается существенное значение, и направлена она на максимальное развитие двигательных способностей (быстроты, выносливости, ловкости, силы) [6]. В специально подготовительном периоде, когда работа выполняется с предельной и около предельной интенсивностью, основные силовые, скоростносиловые качества боксера улучшаются за счет адаптивных факторов нервно-регуляционного характера.
В этот период активизируется большое количество моторных единиц, синхронизируется их взаимодействие, устанавливаются более четкие координационные отношения между центральной нервной системой и рабочими органами.
Проблема повышения мастерства боксеров, тем более квалифицированных, чаще решается двумя путями: либо на основе совершенствования учебнотренировочного процесса, либо реализации принципа индивидуализации [7]. Авторы совершенно правильно отмечают, что совершенствование подготовки боксеров возможно лишь при достаточном знании индивидуальности спортсменов (индивидуально-психологических особенностей, степени подготовленности, интеллекта, эмоциональных черт, волевых качеств и много другого). Другими словами индивидуальная подготовка спортсменов должна осуществляться на основе комплексного учета выраженности основных свойств нервной системы, темперамента, морфологических особенностей, личностных черт.
Задача исследования состояла в изучении связи двигательных проявлений и темперамента у боксеров различающихся уровнем подготовленности.
В исследовании приняли участие боксеры трех групп подготовленности: 3-го, 2-го и 1-го разрядов (21, 18 и 17 человек соответственно).
Среди двигательных способностей изучали: время двигательной реакции на слабый и сильный световой раздражитель, максимальную частоту движений кистью, РДО, бег с высоким подниманием бедра за 10 с, кистевую динамометрию, прыжок в длину и в высоту с места, метание ядра, прыжковая координация, двигательная чувствительность, асимметрия (кистевая динамометрия). Особенности проявления темперамента определялась по опроснику Г. Айзенка (пси-хотизм, экстравертированность, нейротизм, искренность).
Результаты исследования и их обсуждение. Как показывают полученные данные, уровень и структура взаимосвязей показателей относящихся к различным системам двигательных проявлений, существенно различаются в соответствии уровня подготовленности.
Боксеры 3-го разряда отличаются довольно тесными связями показателей двигательных проявлений применительно к силе, быстроте и выносливости. Одновременно показатели силы (кистевая динамометрия) отрицательно связаны с такими проявлениями темперамента, как психотизм и искренность. При этом психотизм отрицательно коррелирует с результатом прыжка в длину с места.
Экстраверсия положительно коррелирует с кистевой динамометрией. Нейротизм отрицательно связан с результатом прыжка в длину с места и результатом в беге с высоким подниманием бедра за 10 с. Искренность положительно связна с кистевой динамометрией и отрицательно с асимметрией.
С повышением уровня подготовленности (2-й разряд) более интегрируются связи двигательных проявлений между собой. Отмеченное наблюдается и в отношении связей темперамента, с одной стороны, и двигательными способностями — с другой. При этом меняется характер связей. В отношении показателей темперамента можно отметить значительное количество связей. Так, психотизм положительно коррелирует с показателем РДО и отрицательно с кистевой асимметрией. У интровертов выше показатели кистевой динамометрии. У боксеров с высокими ней-ротизмом выше прыжковая координация. Связи
выявлены и в отношении искренности, при этом большей искренности соответствуют более высокие показатели в скоростно-силовых упражнениях.
Еще большая интеграция исследуемых показателей наблюдается применительно к боксерам-юношам 1-го спортивного разряда. Так, максимальная частота движений положительно коррелирует с показателями силы, скоростно-силовых проявлений, быстроты и кистевой асимметрией. Показатели РДО отрицательно коррелируют с результатом прыжка вверх с места. Среди свойств темперамента наибольшие связи характерны для экстраверсии. Боксеры-экстраверты имеют более выраженную прыжковую координацию и менее выраженные показатели быстроты, силы и скоростно-силовых проявлений.
Рассмотренные данные дают основание отметить, что с повышением уровня подготовленности происходит консолидация связей двигательных проявлений с индивидуально-психологическими особенностями. Вероятно, динамика развития двигательных способностей не определяется каким-то одним признаком, а связана с совокупностью действующих факторов и может быть правильно понята только через призму индивидуальности каждого занимающегося.
При этом необходимо иметь в виду то, что наличие связей чаще обусловлено общей нейродинамической основой, но имеются и специфические компоненты. Знание этих особенностей позволит более адресно ре-ализовывать задачи управления тренировочным процессом, связанных с необходимостью точного установления факторов, определяющих уровень спортивных достижений, выявления их роли в зависимости от специализации, уровня подготовленности и квалификации спортсменов, с разработкой методики индивидуальной оценки степени развития этих свойств, на что ранее обратил внимание В.Н. Платонов [1]. В действительности любая двигательная способность, характеризующая спортсмена и относящаяся к той или другой стороне подготовленности, находится в определенной взаимосвязи с другими двигательными проявлениями, зависит в значительной степени от них и, в конечном счете, может определять и их уровень. С другой стороны, необходимо изучать выраженность и особенности взаимодействия индивидуально-психологических факторов и специфику их взаимоотношений в сфере способностей в соответствии с возрастом, уровнем подготовленности и многим другим. Все это позволит более целенаправленно планировать учебно-тренировочный процесс на каждом этапе и периоде подготовки.
Библиографический список
1. Платонов, В. Н. Теория и методика спортивной тренировки / В. Н. Платонов. — Киев, 1984. — 350 с.
2. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н. С. Лейтес. — М. ; Воронеж, 1997. — 448 с.
3. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2001. — 464 с.
4. Таймазов, В. А. Индивидуальный подход в подготовке боксеров с учетом спортивно-важных качеств : дис. ...канд. пед. наук / В. А. Таймазов. — Л., 1981. — 177 с.
5. Грозин, Е. А. Роль индивидуальных факторов определяющих рост спортивных результатов на этапе предсоревнова-тельной подготовки к соревнованиям / Е. А. Грозин, В. А. Карга-полов // Проблемы теории спорта. — Хабаровск, 1982.— 47 с.
6. Никифоров, Ю. Б. Эффективность тренировки боксеров / Ю. Б. Никифоров. — М. : Изд-во ФиС, 1987. — 192 с.
7. Стрельников, В. А. Бокс, бокс, бокс : учеб. пособие / В. А. Стрельников, А. В. Стрельников. — Улан-Удэ, 2008. — 744 с.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011
БУБЕННОВ Александр Геннадьевич, старший преподаватель кафедры теории и методики бокса, фехтования и единоборств Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, заслуженный тренер России по боксу.
САЛЬНИКОВ Виктор Александрович, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор ка-
федры физического воспитания, ректор Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии, заслуженный работник высшей школы.
Адрес для переписки: е-шаП: rector@sibadi.org
Статья поступила в редакцию 13.09.2010 г.
© А. Г. Бубеннов, В. А. Сальников
УДК 612017 М. Д. БАКШЕЕВ
А. С. КАЗЫЗАЕВА Г. А. ТАРАСЕВИЧ
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ВОСПРИЯТИЙ У ЮНЫХ ПЛОВЦОВ НА ЭТАПЕ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ__________________________
На основании проведённых исследований получены данные о возрастных особенностях формирования специализированных восприятий у пловцов 10—15 лет. Выявленные в ходе исследования закономерности могут быть использованы в качестве базовой основы в процессе технической подготовки юных пловцов.
Ключевые слова: специализированные восприятия, юные пловцы, возрастные особенности.
Введение. Анализируя неудачное выступление российских пловцов на последних Олимпийских играх в Пекине, четырехкратный олимпийский чемпион по плаванию, член МОК Александр Попов отметил, что причиной этого стало отсутствие системы подготовки, а также то, что наши пловцы уступают мировым лидерам в психологии, в методике тренировки, в технике плавания.
Проблема совершенствования техники плавания занимает важное место в системе многолетней подготовки пловцов и во многом определяет уровень спортивных достижений [1]. Общеизвестно, что основы техники движений закладываются в детском и юношеском возрасте. В работах ряда авторов показано, что эффективность тренировочного процесса во многом зависит от того, насколько направленность тренировочных воздействий совпадает с естественным ритмом развития моторики [2 — 4]. Наилучшая реализация возможностей организма достигается в том случае, когда генетически обусловленная программа развития и программа спортивной тренировки гармонично согласуются [3, 5].
Анализ научно-методической литературы показал, что к настоящему времени отсутствуют сведения о возрастных особенностях формирования специализированных восприятий у юных пловцов.
Методы исследования. Анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогические контрольные испытания, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, антропометрия,
динамометрия, хронометрия, методы математической статистики.
Организация исследования. В исследовании принимали участие пловцы 10-15 лет в количестве 201 человека, разделённые по паспортному возрасту на 6 возрастных групп. Изучались специализированные восприятия, проявляемые на суше и в воде при плавании способами кроль на груди и брасс. Для удобства сравнения различных специализированных восприятий, их абсолютные величины были переведены в условные единицы, которые выражались в коэффициенте оптимальности. Данный коэффициент характеризует точность выполнения задания (коэффициент, равный 100%, означает выполнение задания без ошибок). Определение сенситивных периодов осуществлялось путём расчёта коэффициента чувствительности по нормированному отклонению [6].
Результаты исследования. Способность к восприятию сопротивления воды и способность находить опору о воду в быстро изменяющихся условиях деятельности пловца (чувство воды), оценивалось нами по трём показателям: коэффициенту эффективности техники (КЭТ), коэффициенту эффективности гребковых усилий (КЭГУ) и времени выполнения сложнокоординационного упражнения в воде (специфическая ловкость).
При плавании способом брасс коэффициент эффективности техники (КЭТ), позволяющий оценить умение пловца опираться о воду увеличивается от 10 до 15 лет (рис. 1). Имеется два благоприятных периода