Научная статья на тему 'Связь двигательных проявлений и особенностей темперамента у боксеров, различающихся уровнем подготовленности'

Связь двигательных проявлений и особенностей темперамента у боксеров, различающихся уровнем подготовленности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
279
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕМПЕРАМЕНТ / ЭКСТРАВЕРТИРОВАННОСТЬ / НЕЙРОТИЗМ / ИСКРЕННОСТЬ / INDIVIDUAL CHARACTERS / MOTIONAL ABILITY / SPECIAL TRAINING / TEMPERAMENT / EXTROVERSION / NEUROTIC / SINCERITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бубеннов Александр Геннадьевич, Сальников Виктор Александрович

В статье показана взаимосвязь двигательных способностей между собой и особенностями темперамента в зависимости от уровня подготовленности боксеров. Выявлено, что с повышением уровня подготовленности происходит интеграция связей двигательных проявлений и индивидуально-психологических особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бубеннов Александр Геннадьевич, Сальников Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relation between motional displays and temperament features of boxers with different level of training

The study shows the relation between motional ability and temperament features of boxers with different level of training. It's found, that the increasing of the physical training leads to integration between motional displays and individual, psychological features.

Текст научной работы на тему «Связь двигательных проявлений и особенностей темперамента у боксеров, различающихся уровнем подготовленности»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011

УДК 796.83

А. Г. БУБЕННОВ В. А. САЛЬНИКОВ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия г. Омск

СВЯЗЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА У БОКСЕРОВ, РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ УРОВНЕМ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

В статье показана взаимосвязь двигательных способностей между собой и особенностями темперамента в зависимости от уровня подготовленности боксеров. Выявлено, что с повышением уровня подготовленности происходит интеграция связей двигательных проявлений и индивидуально-психологических особенностей.

Ключевые слова: индивидуальные различия, двигательные способности, специальная подготовка, темперамент, экстравертированность, нейротизм, искренность.

Уровень спортивных достижений чаще всего связывается с совершенствованием системы управления тренировочным процессом, но параметры, по которым это осуществляется, со временем меняются. Если в недалеком прошлом основное внимание уделялось интенсификации процессов подготовки, в настоящее время акцент смещается на оптимизацию различных компонентов тренировочного процесса, в основе которой лежит максимальная реализация индивидуальных резервов на различных этапах многолетней подготовки. В последнее время взоры практиков обращены на поиски и привлечение к занятиям способных, одаренных детей и подростков. То, что индивидуальные особенности учитываются явно недостаточно, показывает практика спорта, когда многие способные атлеты уходят из спорта, не раскрыв своих возможностей в значительной мере из-за того, что в отношении к ним была применена стандартная система подготовки, не учитывающая их индивидуально-психологических особенностей, функциональных и адаптационных резервов [1].

Успешность любой деятельности, в том числе спортивной, может достигаться психологически различными путями. Даже при одинаковых результатах деятельности и способах работы обнаруживаются индивидуальные различия, при этом возможна в широких пределах компенсация одних способностей другими [2].

С полным правом можно утверждать, что среди основных направлений коррекции тренировочного процесса спортсменов, наиболее важным является ориентированное воздействие на индивидуальные ведущие показатели. Центральным каналом, реализующим это положение, является учет индивидуальнопсихологических особенностей и морфофункциональных показателей.

Принимая во внимание наличие значительных индивидуальных различий, отмечается, что эффективность педагогических воздействий будет во многом зависеть от того, насколько направленность воздействий соответствует ритму развития и той

последовательности, которая вытекает из общих закономерностей онтогенеза.

Действительно, пристальное внимание к проблеме индивидуальности личности в системе тренировочного процесса обусловлено стремлением к оптимизации процессов управления последним. Однако проблему индивидуализации многие связывают с различными факторами. Нет единогласия в том, когда следует начинать реализацию индивидуального подхода. Так, одни считают наиболее эффективным использование его на начальной стадии учебно-тренировочного процесса, другие — после того как будет приобретен какой-то уровень двигательного арсенала конкретного вида спорта [3, 4]. Третьи считают, что требования возрастают по мере роста спортивных результатов. Авторы это объясняют тем, что развитие функций и систем организма, личностных качеств происходит у спортсменов неодинаково и зависит от генетических факторов, системы тренировочного процесса, а также от условий жизни и быта спортсменов [5].

Имеющийся к настоящему времени перечень особенностей индивидуальности человека, который может быть учтен в учебно-тренировочном процессе, весьма значителен, и отсутствие научнообоснованной классификации затрудняет качественный анализ.

Другая сложность проблемы в том, что тренер, осуществляющий индивидуальный подход, должен учитывать физические, индивидуально-психологические и многие другие особенности каждого спортсмена. Вместе с тем вопросам специальной подготовки, как основе технического мастерства боксера, придается существенное значение, и направлена она на максимальное развитие двигательных способностей (быстроты, выносливости, ловкости, силы) [6]. В специально подготовительном периоде, когда работа выполняется с предельной и около предельной интенсивностью, основные силовые, скоростносиловые качества боксера улучшаются за счет адаптивных факторов нервно-регуляционного характера.

В этот период активизируется большое количество моторных единиц, синхронизируется их взаимодействие, устанавливаются более четкие координационные отношения между центральной нервной системой и рабочими органами.

Проблема повышения мастерства боксеров, тем более квалифицированных, чаще решается двумя путями: либо на основе совершенствования учебнотренировочного процесса, либо реализации принципа индивидуализации [7]. Авторы совершенно правильно отмечают, что совершенствование подготовки боксеров возможно лишь при достаточном знании индивидуальности спортсменов (индивидуально-психологических особенностей, степени подготовленности, интеллекта, эмоциональных черт, волевых качеств и много другого). Другими словами индивидуальная подготовка спортсменов должна осуществляться на основе комплексного учета выраженности основных свойств нервной системы, темперамента, морфологических особенностей, личностных черт.

Задача исследования состояла в изучении связи двигательных проявлений и темперамента у боксеров различающихся уровнем подготовленности.

В исследовании приняли участие боксеры трех групп подготовленности: 3-го, 2-го и 1-го разрядов (21, 18 и 17 человек соответственно).

Среди двигательных способностей изучали: время двигательной реакции на слабый и сильный световой раздражитель, максимальную частоту движений кистью, РДО, бег с высоким подниманием бедра за 10 с, кистевую динамометрию, прыжок в длину и в высоту с места, метание ядра, прыжковая координация, двигательная чувствительность, асимметрия (кистевая динамометрия). Особенности проявления темперамента определялась по опроснику Г. Айзенка (пси-хотизм, экстравертированность, нейротизм, искренность).

Результаты исследования и их обсуждение. Как показывают полученные данные, уровень и структура взаимосвязей показателей относящихся к различным системам двигательных проявлений, существенно различаются в соответствии уровня подготовленности.

Боксеры 3-го разряда отличаются довольно тесными связями показателей двигательных проявлений применительно к силе, быстроте и выносливости. Одновременно показатели силы (кистевая динамометрия) отрицательно связаны с такими проявлениями темперамента, как психотизм и искренность. При этом психотизм отрицательно коррелирует с результатом прыжка в длину с места.

Экстраверсия положительно коррелирует с кистевой динамометрией. Нейротизм отрицательно связан с результатом прыжка в длину с места и результатом в беге с высоким подниманием бедра за 10 с. Искренность положительно связна с кистевой динамометрией и отрицательно с асимметрией.

С повышением уровня подготовленности (2-й разряд) более интегрируются связи двигательных проявлений между собой. Отмеченное наблюдается и в отношении связей темперамента, с одной стороны, и двигательными способностями — с другой. При этом меняется характер связей. В отношении показателей темперамента можно отметить значительное количество связей. Так, психотизм положительно коррелирует с показателем РДО и отрицательно с кистевой асимметрией. У интровертов выше показатели кистевой динамометрии. У боксеров с высокими ней-ротизмом выше прыжковая координация. Связи

выявлены и в отношении искренности, при этом большей искренности соответствуют более высокие показатели в скоростно-силовых упражнениях.

Еще большая интеграция исследуемых показателей наблюдается применительно к боксерам-юношам 1-го спортивного разряда. Так, максимальная частота движений положительно коррелирует с показателями силы, скоростно-силовых проявлений, быстроты и кистевой асимметрией. Показатели РДО отрицательно коррелируют с результатом прыжка вверх с места. Среди свойств темперамента наибольшие связи характерны для экстраверсии. Боксеры-экстраверты имеют более выраженную прыжковую координацию и менее выраженные показатели быстроты, силы и скоростно-силовых проявлений.

Рассмотренные данные дают основание отметить, что с повышением уровня подготовленности происходит консолидация связей двигательных проявлений с индивидуально-психологическими особенностями. Вероятно, динамика развития двигательных способностей не определяется каким-то одним признаком, а связана с совокупностью действующих факторов и может быть правильно понята только через призму индивидуальности каждого занимающегося.

При этом необходимо иметь в виду то, что наличие связей чаще обусловлено общей нейродинамической основой, но имеются и специфические компоненты. Знание этих особенностей позволит более адресно ре-ализовывать задачи управления тренировочным процессом, связанных с необходимостью точного установления факторов, определяющих уровень спортивных достижений, выявления их роли в зависимости от специализации, уровня подготовленности и квалификации спортсменов, с разработкой методики индивидуальной оценки степени развития этих свойств, на что ранее обратил внимание В.Н. Платонов [1]. В действительности любая двигательная способность, характеризующая спортсмена и относящаяся к той или другой стороне подготовленности, находится в определенной взаимосвязи с другими двигательными проявлениями, зависит в значительной степени от них и, в конечном счете, может определять и их уровень. С другой стороны, необходимо изучать выраженность и особенности взаимодействия индивидуально-психологических факторов и специфику их взаимоотношений в сфере способностей в соответствии с возрастом, уровнем подготовленности и многим другим. Все это позволит более целенаправленно планировать учебно-тренировочный процесс на каждом этапе и периоде подготовки.

Библиографический список

1. Платонов, В. Н. Теория и методика спортивной тренировки / В. Н. Платонов. — Киев, 1984. — 350 с.

2. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н. С. Лейтес. — М. ; Воронеж, 1997. — 448 с.

3. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2001. — 464 с.

4. Таймазов, В. А. Индивидуальный подход в подготовке боксеров с учетом спортивно-важных качеств : дис. ...канд. пед. наук / В. А. Таймазов. — Л., 1981. — 177 с.

5. Грозин, Е. А. Роль индивидуальных факторов определяющих рост спортивных результатов на этапе предсоревнова-тельной подготовки к соревнованиям / Е. А. Грозин, В. А. Карга-полов // Проблемы теории спорта. — Хабаровск, 1982.— 47 с.

6. Никифоров, Ю. Б. Эффективность тренировки боксеров / Ю. Б. Никифоров. — М. : Изд-во ФиС, 1987. — 192 с.

7. Стрельников, В. А. Бокс, бокс, бокс : учеб. пособие / В. А. Стрельников, А. В. Стрельников. — Улан-Удэ, 2008. — 744 с.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011

БУБЕННОВ Александр Геннадьевич, старший преподаватель кафедры теории и методики бокса, фехтования и единоборств Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, заслуженный тренер России по боксу.

САЛЬНИКОВ Виктор Александрович, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор ка-

федры физического воспитания, ректор Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии, заслуженный работник высшей школы.

Адрес для переписки: е-шаП: rector@sibadi.org

Статья поступила в редакцию 13.09.2010 г.

© А. Г. Бубеннов, В. А. Сальников

УДК 612017 М. Д. БАКШЕЕВ

А. С. КАЗЫЗАЕВА Г. А. ТАРАСЕВИЧ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ВОСПРИЯТИЙ У ЮНЫХ ПЛОВЦОВ НА ЭТАПЕ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ__________________________

На основании проведённых исследований получены данные о возрастных особенностях формирования специализированных восприятий у пловцов 10—15 лет. Выявленные в ходе исследования закономерности могут быть использованы в качестве базовой основы в процессе технической подготовки юных пловцов.

Ключевые слова: специализированные восприятия, юные пловцы, возрастные особенности.

Введение. Анализируя неудачное выступление российских пловцов на последних Олимпийских играх в Пекине, четырехкратный олимпийский чемпион по плаванию, член МОК Александр Попов отметил, что причиной этого стало отсутствие системы подготовки, а также то, что наши пловцы уступают мировым лидерам в психологии, в методике тренировки, в технике плавания.

Проблема совершенствования техники плавания занимает важное место в системе многолетней подготовки пловцов и во многом определяет уровень спортивных достижений [1]. Общеизвестно, что основы техники движений закладываются в детском и юношеском возрасте. В работах ряда авторов показано, что эффективность тренировочного процесса во многом зависит от того, насколько направленность тренировочных воздействий совпадает с естественным ритмом развития моторики [2 — 4]. Наилучшая реализация возможностей организма достигается в том случае, когда генетически обусловленная программа развития и программа спортивной тренировки гармонично согласуются [3, 5].

Анализ научно-методической литературы показал, что к настоящему времени отсутствуют сведения о возрастных особенностях формирования специализированных восприятий у юных пловцов.

Методы исследования. Анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогические контрольные испытания, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, антропометрия,

динамометрия, хронометрия, методы математической статистики.

Организация исследования. В исследовании принимали участие пловцы 10-15 лет в количестве 201 человека, разделённые по паспортному возрасту на 6 возрастных групп. Изучались специализированные восприятия, проявляемые на суше и в воде при плавании способами кроль на груди и брасс. Для удобства сравнения различных специализированных восприятий, их абсолютные величины были переведены в условные единицы, которые выражались в коэффициенте оптимальности. Данный коэффициент характеризует точность выполнения задания (коэффициент, равный 100%, означает выполнение задания без ошибок). Определение сенситивных периодов осуществлялось путём расчёта коэффициента чувствительности по нормированному отклонению [6].

Результаты исследования. Способность к восприятию сопротивления воды и способность находить опору о воду в быстро изменяющихся условиях деятельности пловца (чувство воды), оценивалось нами по трём показателям: коэффициенту эффективности техники (КЭТ), коэффициенту эффективности гребковых усилий (КЭГУ) и времени выполнения сложнокоординационного упражнения в воде (специфическая ловкость).

При плавании способом брасс коэффициент эффективности техники (КЭТ), позволяющий оценить умение пловца опираться о воду увеличивается от 10 до 15 лет (рис. 1). Имеется два благоприятных периода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.